Kirk Whalum (Кирк Валум) — известный американский джазовый саксофонист и композитор. Христианин. Родился 11 июля 1958 г. в Мемфисе, штат Теннесси, неофициальной столице музыки rhythm and blues (R&B) юга США. Учился в Melrose High School. Особое отношение и любовь к музыке Кирк приобрел благодаря своей бабушке, учительнице фортепиано, и исполняя gospel в баптистском церковном хоре, которым руководил его отец. На формирование музыкального вкуса молодого музыканта повлияли также два его дяди — Wendell Whalum и Hugh «Peanuts» Whalum, джазовые музыканты, колесившие по стране в составе разных ансамблей. Во многом благодаря такому разностороннему семейному влиянию, позже сформировался уникальный музыкальный почерк саксофониста, сочетающий джазовое звучание, с оттенками R&B, gospel и jazz-rock. Кирк серьезно увлекся игрой на саксофоне в старших классах школы, и вскоре уже начал выступать в местных клубах и на вечеринках. После школы поступил в Texas Southern University в Хьюстоне. Параллельно с учебой Kirk Whalum выступал в клубах Хьюстона, снискав себе популярность и приобретя реноме великолепного концертного и сессионного музыканта, а в начале 1980-х годов создал собственный музыкальный коллектив. В 1983 году известный джазовый пианист и композитор Bob James пригласил Кирка на запись своего нового альбома «12», а затем, в составе собственного музыкального коллектива, и в гастрольный тур по США. В 1985 году музыкант начал сотрудничество с одним из мейджоров звукозаписывающей индустрии — Columbia. Первый сольный альбом музыканта Floppy Disk был издан в 1985 году. В 1986 году Kirk Whalum принимал участие в двух грандиозных концертах известного музыканта и композитора, пионера электронной музыки Jean Michel Jarre — Rendez-Vous Houston и Rendez-Vous Lyon, где исполнял композицию Last Rendez-Vous в память о погибшем в катастрофе космического шаттла Challenger астронавте Ron McNair. В 1987 году популярный джазовый гитарист Larry Carlton, впечатленный необыкновенно яркой и страстной манерой исполнения Кирка, пригласил саксофониста на запись своего нового альбома в Лос-Анджелес. Kirk Whalum обосновался в Лос-Анджелесе, и вскоре стал одним из самых востребованных сессионных музыкантов. В конце 1980-х и в течение 1990-х годов, Кирк, как студийный и концертный музыкант, сотрудничал со многими известными исполнителями, среди которых Whitney Houston, Babyface, Nancy Wilson, Take 6, Barbra Streisand, Edwin Hawkins, Quincy Jones, Al Green, Luther Vandross и др. Kirk Whalum на протяжении 7 лет, вплоть до 1997 года был одной из главных звезд-музыкантов коллектива певицы Whitney Houston, и участвовал во многих концертных турне, в частности в успешном Bodyguard Tour (1993–94). Помимо этого Kirk Whalum как исполнитель работал над саундтреками к кинофильмам, среди которых The Prince of Tides (Повелитель приливов, 1991), Boyz n the Hood (Ребята с улицы, 1991), The Bodyguard (Телохранитель, 1992), Grand Canyon (Большой каньон, 1991), Cousins (Кузены, 1989). При этом, музыкант продолжал выпускать сольные альбомы на лейбле Columbia: And You Know That! (1988), The Promise (1989), Cache (1993), In This Life (1995). Альбом 1993 года Cache на протяжении пяти недель возглавлял Contemporary Jazz charts, и принес тенор-саксофонисту заслуженное признание и как сольного артиста. В 1996 году Kirk Whalum начал свое сотрудничество с лейблом Warner, а совместный альбом Joined at the Hip, записанный с пианистом и композитором Bob James удостоился номинации на Grammy Awards. Альбом 1998 года For You превзошел успех предыдущих работ музыканта. Удостоенный восторженных отзывов музыкальных критиков, альбом For You упрочил позиции Kirk Whalum, и подтвердил его репутацию как одного из самых неординарных contemporary jazz-саксофонистов. For You продержался в Billboard’s Top Contemporary Jazz charts на протяжении 65 недель, а в первой десятке — на протяжении 53 недель. Особое место в творчестве Kirk Whalum занимают проекты с мотивами музыки gospel. Альбом The Gospel According to Jazz, Chapter 1 появился в 1998 году и удостоился благоприятных отзывов, а также номинаций на Stellar Awards и Dove Awards. В 2002 году вышел релиз The Gospel According to Jazz, Chapter II, яркое сочетание музыки gospel, разных джазовых направлений cool jazz, jazz fusion, funk, и оттенков salsa. Альбом The Gospel According to Jazz, Chapter III был издан в 2008 году на лейбле Rendezvous. 2002 год отмечен также участием тенор-саксофониста в проекте BWB, вместе с трубачом и продюсером Rick Braun и известным гитаристом Norman Brown. Альбом Groovin', изданный на Warner Bros, имел успех у слушателей, как и гастрольный тур по США осенью 2002 года. В 2005 году музыкант подписал контракт с лейблом Rendezvous и выпустил свой очередной невероятно успешный релиз — Kirk Whalum Performs the Babyface Songbook, трибьют-альбом, состоящий из кавер-версий известного R&B-исполнителя Babyface. Релиз 2007 года Roundtrip принес тенор-саксофонисту очередную номинацию Grammy Awards. Kirk Whalum является одним из самых успешных и востребованных сегодня американских contemporary jazz-саксофонистов. На его счету — двенадцать номинаций на Grammy Awards и две награды Stellar Awards в категории Best Gospel Instrumental Album. В 2011 году саксофонист впервые стал лауреатом Grammy Award: престижной наградой в категории Best Gospel Song была отмечена композиция It’s What I Do из альбома The Gospel According to Jazz, Chapter III, записанная при участии певицы Lalah Hathaway. Kirk Whalum активно занимается общественной и благотворительной деятельностью.